Куда и как пожаловаться если не выплачивают зарплату в Беларуси?

Тема в разделе "Обман на работе / Мошенничество / Жалобы", создана пользователем Admin, 7 сен 2016.

  1. Admin

    Admin Администратор Команда форума

    Сообщения:
    165
    Адрес:
    Минск
    Во-первых, вы всегда можете изложить свою жалобу на работодателя на нашем форуме.

    Во-вторых, вы можете ознакомиться со статьёй, взятой отсюда - http://statut.by/lichnyj-jurist/17-work-and-judging/172-19-07-2011

    Невыплата или несвоевременная выплата заработной платы в наше непростое время имеет место. Причин этому может быть несколько, чаще всего они производственные и экономические. Иногда эти причины можно даже назвать «уважительными». Но ведь и работнику нужны, выражаясь банально, средства к существованию.

    Согласно ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) заработная плата — это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

    Пунктом 4 ч. 1 ст. 55 ТК установлено требование, согласно которому при организации труда работников наниматель обязан выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором. В случае нарушения положений данного пункта работнику гарантируется право на защиту его нарушенных прав и законных интересов.

    Где и какими способами искать защиты, мы и попытаемся сейчас разобраться.


    Не выходя за проходную

    Во-первых, если вам задерживают заработную плату, прежде чем идти куда-то жаловаться, стоит направить нанимателю заявление с требованием о надлежащем исполнении принятых на себя обязательств по трудовому договору, конкретно — по выплате заработной платы.

    Конечно, ничего нового своим обращением для нанимателя вы не откроете и напугать его так, что он сиюминутно с вами рассчитается, не сможете. Но данный шаг будет не лишним, а при ином развитии событий — даже необходимым. Если вам придется обращаться по данному вопросу в какие-то инстанции, у вас на руках уже будет мотивированный ответ нанимателя с указанием причин задержки в выплате ваших кровных денежек.

    После получения такого ответа (а он, скорее всего, будет неутешительным) следует обратиться к нанимателю с просьбой о выдаче документов о работе и заработной плате. В соответствии со ст. 51 ТК данные документы должны быть выданы работнику в 5-дневный срок в виде справки с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством. Эта справка вам пригодится в случае, если дело дойдет до суда, а также при обращении в иные инстанции.

    Если на вашем предприятии создана комиссия по трудовым спорам (далее — КТС), стоит обратиться туда. В соответствии со ст. 235 ТК КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением случаев, когда ТК и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.

    Согласно ст. 242 ТК работники могут обращаться в КТС или в установленных законодательными актами случаях в суд в 3-месячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении — в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов.

    КТС обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок, по результатам рассмотрения комиссия принимает соответствующее решение. Данное решение имеет обязательную силу для нанимателя и профсоюза и должно быть вручено указанным сторонам в 3-дневный срок.

    Если работник не согласен с решением КТС, он вправе обжаловать это решение в суд в 10-дневный срок после вручения ему решения данной комиссии или 10-дневный срок с момента, когда копия данного решения должна была быть вручена работнику.

    Конечно, за защитой своего нарушенного права на вознаграждение за труд вы можете обратиться и в свой профессиональный союз, если он у вас имеется и вы являетесь его членом.

    В соответствии с п. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее — Указ № 240) профсоюзы осуществляют общественный контроль в форме проведения проверок и мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок. В принципе, подобная функция за профсоюзами была закреплена законодательством и раньше.

    Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления должен рассмотреть представление профсоюзов об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в течение месячного срока сообщить профсоюзам о результатах рассмотрения.

    Однако будем реалистами — скорее всего и для вашего профсоюза вы ничего нового не открыли, если уж имеет на предприятии место факт невыплаты зарплаты, то профсоюз в курсе этих событий и повлиять как-либо на ситуацию вряд ли может.

    Если внутри предприятия ничего решить невозможно, остается искать помощи «извне».


    Департамент государственной инспекции труда

    В соответствии с п. 5 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959, Департамент осуществляет надзор за исполнением работодателями законодательства о труде и об охране труда, выявляет и пресекает нарушения законодательства о труде и об охране труда, применяет в установленном законодательством порядке санкции к работодателям и привлекает к административной ответственности должностных лиц работодателей, допустивших нарушения законодательства в данной сфере.

    Согласно п. 1.1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510» основным методом осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда является проведение проверки работы по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда, выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам.

    Департамент государственной инспекции труда является влиятельным органом, с его помощью гражданам достаточно часто удается отстоять свои права. Может повезти и вам.


    Госконтроль играет роль

    В некоторой ситуации вам может помочь и обращение в такую влиятельную структуру, как Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК).

    В соответствии с п. 1 Положения о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 № 647, КГК является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

    Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» устанавливает, что КГК в пределах своей компетенции рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан и юридических лиц, организует их личный прием.



    Прокуратура

    Исходя из ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон № 220) одной из основных задач прокуратуры является обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

    Органы прокуратуры в соответствии с полномочиями рассматривают обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.



    Ответственность нанимателя

    Необходимо отметить, что вышеперечисленные органы (Департамент, КГК, прокуратура) имеют право привлекать нанимателя или уполномоченных нанимателем лиц в случаях и порядке, установленных законодательством, к административной и иной ответственности.

    Так, в соответствии со ст. 465 ТК за нарушения законодательства о труде, в том числе невыплаты (несвоевременной выплаты) заработной платы, виновные юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность согласно законодательству.

    Частью 1 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлено, что за нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы наниматель или уполномоченное нанимателем должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.19. КоАП, рассматриваются судом, КГК, если протокол о совершении административного правонарушения составлен должностными лицами Комитета, и Департаментом, если протокол о совершении административного правонарушения составлен должностными лицами Департамента.

    Также стоит отметить, что согласно ч. 2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» руководители предприятий, объединений и организаций независимо от форм собственности, не обеспечивающие своевременную выплату заработной платы, несут персональную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности.



    Судебная защита

    Самым распространенным способом защиты нарушенного права является обращение в суд.

    В случае если заработная плата работнику начислена и не оспаривается нанимателем, но не выплачена им по каким-либо причинам, проще всего будет в соответствии с п. 5 ст. 394 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности по заработной плате в порядке приказного производства. Взыскание задолженности с нанимателя в данной ситуации является практически бесспорным, так как суд взыскивает с нанимателя всю задолженность, за какой бы период она ни образовалась, поскольку, начислив соответствующую заработную плату, наниматель признает право работника на получение данных денежных средств. Здесь будет к месту ответ нанимателя на ваше заявление, о котором мы говорили вначале статьи.

    Отдельно остановимся на подаче искового заявления в судебные органы о взыскании заработной платы и/или досрочном расторжении трудового контракта по инициативе работника в случае установления факта нарушения нанимателем своих обязательств по трудовому контракту.

    В соответствии со ст. 41 ТК трудовой контракт подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановлением от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» определил, что при оценке уважительности причин расторжения трудового контракта по требованию работника необходимо учитывать, что указанные истцом (работником) причины препятствовали ему выполнять работу по заключенному трудовому контракту. К таким уважительным причинам суд также отнес невыплату или несвоевременную выплату работнику заработной платы.

    В случае досрочного расторжения трудового контракта по указанному основанию работнику необходимо сначала обратиться в специально уполномоченный государственный орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (Департамент), профессиональный союз и (или) суд с просьбой установить факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового контракта. После получения такого заключения можно подавать нанимателю заявление о намерении досрочно расторгнуть трудовой контракт.

    Можно сначала подать заявление нанимателю, а затем искать в вышеуказанных структурах подтверждения нарушения условий трудового контракта. Но следует помнить, что до издания нанимателем приказа о досрочном увольнении либо до вынесения судом решения о досрочном расторжении трудового контракта работник (истец) не вправе прекратить работу, поскольку такое прекращение может явиться основанием для увольнения работника за нарушение трудовой дисциплины.

    Конечно, вступая в такую схватку, вы должны отдавать себе отчет, что без помощи квалифицированного юриста (адвоката) вам не обойтись. Но надеемся, что наша статья, по крайней мере, поможет вам правильно скоординировать свои действия и сориентирует вас в непростой системе органов общественного и государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде.